…ко распространен массовый танец воинов на пальцах. «Несколько молодых абхазцев в просторных черкесках, стянутых в талии, с саблей, в мягких сапогах без каблуков, в высокой папахе, расширенной кверху, исполняли великолепные бешеные абхазские танцы. Певцы образуют хоровод. Деревенская свирель, барабан и хлопки в ладоши оживляют танцы»,— писал Ромэн Роллан.

Развитие музыкальной культуры в XX в.

Музыкальный фольклор абхазов — значительная часть духовной культуры — был бережно принят Советской властью из рук народа. В 1925 году постановлением Высшего экономического Совета ЗСФСР Наркопросу Абхазии из резервного фонда Заксовнаркома было ассигновано 7 тыс. рублей. Из этой суммы по личному распоряжению Председателя Совнаркома Абхазии Н. Лакоба 2 тыс. рублей были отпущены на приобретение фонографа для записи абхазских народных песен. Так началась работа по собиранию, изучению и сохранению для потомков музыкального богатства, которое веками создавалось народом.

Первая экспедиция по записи народных песен абхазов была организована крупнейшим знатоком музыкального фольклора К. Дзидзария и композитором К. Ковачем. Последний из собранных песен составил два сборника: «101 абхазская народная песня» и «Песни кодорских абхазцев».

В 1930 году начинает работать абхазский государственный музыкальный техникум. Директором техникума стал К. Ковач, завучем — О. Димитриади, ставший впоследствии выдающимся дирижером с мировым именем. В период основания музыкального техникума и в последующие годы в нем работали выпускники Петербургской, Московской и Тбилисской консерваторий А. Касторский, М. Вепрейская, А. Позднеев, Анна и Мария Бубновы, М. Разумовский, Н. Сыроежин, М. Ливенцова, Ш. Горгадзе, В. Зиздо-Эмухвари.

При техникуме был открыт этнографический сектор, организованы струнный квартет, вокальный мужской квартет, духовой оркестр, а в 1933 году — Государственный симфонический оркестр, руководителем которого стал К. Ковач.

В 1930 году был организован Государственный этнографический хор, руководимый П. Панцулая. Очень быстро концерты хора принесли всенародную любовь и славу высокопрофессиональному коллективу. Блестящий музыкант, патриот, общественный деятель, П. Панцулая свято служил искусству, но недолго продолжалась жизнь этого замечательного человека. Репрессии 1937 — 1938 годов уничтожили талантливую молодежь, в том числе и Платона Панцулая, с гибелью которого навсегда прекратилась так блестяще начатая деятельность хорового коллектива.

В эти же годы перестал функционировать и Государственный симфонический оркестр Абхазии и лишь в 60-е годы он вновь возродился. Руководителем оркестра стал Л. Джергения. В 1966 году была организована Государственная хоровая капелла Абхазии. В настоящее время в Сухуми, кроме Государственного музыкального училища и культпросветучилища, работает пять музыкальных школ. Открыты они и во всех городах, и в некоторых селах Абхазии.

Не только в нашей стране, но и за рубежом известны Государственный заслуженный ансамбль песни и танца Абхазии, Государственный ансамбль танца «Шаратын», лауреат международной премии «Золотой Орфей» этнографический ансамбль долгожителей Абхазии «Нартаа». Пропагандистом народного творчества стал и певчий ансамбль народных инструментов «Гунда».

В 1971 году в Абхазии был создан Союз композиторов, в состав которого вошли: А. Чичба, Р. Гумба, М. Берикашвили, К. Ченгелиа, Т. Аджапуа, Л. Чепелянский, П. Петров, В. Чкадуа, музыковеды С. Кецба, Н. Церетели, М. Хашба.

Хорошо известны музыкальной общественности Абхазии произведения А. Чичба, Р. Гумба, М. Берикашвили, В. Чкадуа, Л. Чепелянского, К. Ченгелия, П. Петрова и Т. Аджапуа. Песни, кантаты, оратории, симфонические картины, поэмы абхазских композиторов вскормлены неиссякаемым источником народной музыки. Определенную лепту в развитие музыкальной культуры Абхазии внесли и композиторы-мелодисты И. Лакербай и И. Кортуа.

На абхазских мелодиях построены симфоническая картина «Азар» Ш. Мшвелидзе, симфоническая картина «Озеро Рица» А. Баланчивадзе, оперы «Мзия» А. Баланчивадзе и «Аламыс» Д. Шведова. Обе оперы написаны на либретто М. Лакербай. Музыкальный фольклор абхазов составляет основу миниатюр для струнного оркестра С. Цинцадзе и О. Тевдорадзе.

Продолжается и научное изучение музыкального фольклора. В 1976 году вышли в свет монография Инны Хашба «Абхазские народные музыкальные инструменты», получившая широкое признание, а в 1988 году опубликованы два сборника народных песен В. Ашуба и И. Шамба.


Реликтовые и магические песни и танцы

Песенный фольклор абхазов сохранил и пронес через века свои исконные черты и особенности, которые определили его стиль и яркий национальный характер.

Певучая, широко льющаяся мелодия абхазских народных песен переходит в выразительную декламацию. Абхазская народная песня сопровождается лаконичным словесным текстом из одного предложения и чередуется непереводимыми словами и междометиями. Подробное же содержание песни излагается в самом рассказе певца-сказителя. Музыкальный фольклор абхазов содержит языческие песни-реликты «Ауоу», «Азар», «Дзиуоу», «Ацунух», «Песню оспы», «Атларчопа». Их стилистические особенности и названия говорят о наличии в музыкальном фольклоре абхазов развитых форм песен дохристианского периода. Что же касается более поздних песен, то они отличаются сложностью и совершенством. Поэтическим восприятием неповторимой красоты народной песни абхазов явились строки поэта Осипа Мандельштама: «Абхазские песни удивительно передают верховую езду. Вот копытится высота; лезет в гору и под гору, изворачивается и прямится бесконечная, как дорога, хоровая нота —камертонное бессловесное длинное а-а-а! И на этом ровном многокопытном звуке, усевшись в нем, как в седле, плывет себе запевала, выводя озорную или печально-воинственную мелодию... Слава хитрой языческой свежести и шелестящему охотничьему языку — слава!»

Тяга народа к героической тематике объясняется его исторической судьбой, суровым бытом абхазов, их высокими моральными качествами, определившими национальный характер народа и яркое самобытное музыкальное искусство.

Абхазия своим географическим положением, благодатным климатом издавна привлекала многочисленных завоевателей: греков, римлян, византийцев, арабов, турок и других. Бесконечные войны с иноземными захватчиками воспитали в абхазах чувство патриотического долга и послужили рождению в сознании народа образа народного героя «афырхаца» — героя из героев, наделенного лучшими качествами.

Одной из самых характерных черт абхазов является «аламыс» (совесть). «Если к молодому фазану привязать силу нашего маленького народа и вступить с фазаном в борьбу — кто кого перетянет, — то фазан может оказаться победителем, потянуть в свою сторону, но если в сердце абхаза жив аламыс, его не сдвинут с места и двести буйволов» (М. Лакербай). «Нравственность у абхазов стоит высоко, родителей и старых высоко почитают» (К. Ган). Отсюда чувство долга, верность традициям. Так, следуя адату, абхазка на людях не могла изливать свои чувства, оплакивать сына, мужа. Интересно отметить тот факт, что в музыкальном фольклоре абхазов отсутствуют женские песни, за исключением колыбельных и причитаний. Все это в совокупности и определило преобладание героических песен в музыкальном фольклоре абхазов и характерную для них строгость звучания.

К числу самых древних образцов прочтения героики в музыкальном фольклоре абхазов относится героический эпос, лейтмотив которого — стремление народа к свободе и независимости.

Нартский эпос — архаичный образец героического эпоса. Создаваемый в течение веков, он явился своеобразным повествованием истории абхазов.

Главным его героем является нарт Сасрыква, жизнь которого посвящена подвигам во имя блага народа. В эпосе дается повествование и о подвигах его девяноста девяти братьев. У нартов был общий дом. Во главе семейного очага стояла их мать Сатаней. Сатаней вечно молода и прекрасна, от ее нагого тела и белых рук исходило чудесное сияние, заставлявшее пастухов терять свои стада, а лодочников разбиваться о подводные камни. В эпосе она выступает как покровительница ткачества. Песни о Сатаней, соблазнившей своей красотой пастуха, исполнялись как трудовые песни при стрижке овец и прядении полотна. Нартский эпос представлен в основном в форме прозаических сказаний, некоторые же его эпизоды имеют стихотворную форму. Отдельные фрагменты сказаний исполняются под аккомпанемент апхьарцы. Мелодии этих фрагментов в народе называют мелодиями нартов.

Блестящим прочтением в народной музыке эпоса о богоборце, несущем счастье людям, явилась песня об Абрскиле. Абрскил — абхазский Прометей — символ торжества разума и справедливости. Абрскил горячо любит свое Отечество, народ. Борясь за правду и справедливость на земле, он беспощадно уничтожает все преграды, стоящие на пути к осуществлению его заветной цели. Абрскил похитил у бога искру огня и отдал ее людям, чтобы они, овладев огнем, стали сильными и свободными.

Следующий этап становления героики в музыкальном фольклоре абхазов, связанный с формированием исторического жанра, это песни о народных героях Пшкяч-ипа Манче, Данакае Ашуба, Инапха Кягуа, Мустафе Чолокуа, Кудж Капыте, Хаджарате Кяхба.

К героическим песням относится и цикл песен под названием махаджирских. Одним из самых тяжелых последствий войн и жестоких репрессий в XIX столетии было насильственное и вынужденное переселение абхазов в Турцию. Трагические страницы истории оставили глубокий след в народном творчестве абхазов и послужили рождению цикла песен и легенд «Махаджиры». Настроением глубокого горя и тоски проникнуты эти печальные повествования.

О жизни «афырхаца» — героя из героев — рассказывает цикл песен «О ранении». «Песни ранения» обычно исполнялись тяжело раненными на поле боя, с этой же песней на устах «афырхаца» нередко уходил из жизни, достойно выполнив свой священный долг перед отечеством.

Наиболее древним слоем песен, возникновение которых относится к первобытнообщинному строю, являются охотничьи песни. Одно из главных мест в пантеоне божеств абхазов занимают покровители леса и охоты Ажвейпшаа и Айергь. Уходя на охоту, охотники пели песню, посвященную Ажвейпшаа или его сыну Иуану, с просьбой послать им удачную охоту. С удачной охоты они возвращались с благодарственной песней в честь Ажвейпшаа. «Песня Ажвейпшаа» пелась над убитым зверем с целью оповестить охотников об удаче, чтобы они помогли унести добычу. В Абжуйской Абхазии пели песню «Айергь». «Песня Айергь» исполнялась и во время грозы, эпидемий, когда тушили старые огни и зажигали новый священный огонь.

Чтобы охота была удачной, исполняли тотемические пляски, имитирующие движения того или иного дикого зверя. Очень древнее зрелище у абхазов представляют «Медвежьи пляски», сопровождаемые одноименной песней.

В песенном творчестве широко представлен пастушеский фольклор. По преданию, пастухи были изобретателями абхазской свирели — ачарпына, уверяя, что под звуки «Песни кормления стада» скот лучше ест и дает много молока. Происхождение этого обряда связано с верой в сберегательную силу музыки. Мелодиями ачарпына отвлекали от страданий заболевшего пастуха, считая, что этим они отгоняют от него злых духов.

Во время засухи юноши и девушки устраивали шествие к реке. На лошадь сажали куклу - Дзиуоу. Дзиуоу — богиня вод, от нее зависит орошение полей. С песней вызывания дождя «Дзиуоу» они направлялись к реке и пускали куклу по течению, чтобы выпросить у Дзиуоу дождь.

О том, что музыка врачует тело и душу, известно с незапамятных времен. В Библии сказано, что Давид игрой на арфе старался облегчить страдания Саула. Одно из указаний применения музыки во время болезни мы встречаем в летописи, где говорится, что древнегреческий врач Асклепий и Эпидаврском храме лечил умопомраченных. Пифагор советовал в лечении болезни прибегать к целебным свойствам музыки. Это врачевательное свойство музыки было известно предкам абхазов и положено в основу широко бытовавших в прошлом песен, связанных с тем или иным заболеванием. По народному представлению, у каждой болезни было особое божество, гневом которого было вызвано заболевание. Для выяснения причины заболевания к больному приглашалась вопрошательница, по наущению которой совершался обряд ачапшара — коротание ночи у постели больного.

При болезни оспой исполнялась песня, посвященная божеству оспы Ахи Зосхану. В песне славили Ахи Зосхана и иногда его супругу — Ханию Белую.

В древности целебное значение имел и танец. Так, с врачеванием связано у абхазов и происхождение танца «Атларчопа», который сопровождался одноименной песней. «Атларчопа» исполнялась при болезни «святого Витта», известной в народе как аршышра. Этой болезнью страдали молодые девушки. В пляске принимала участие и больная. Она выбирала юношу и пускалась с ним в пляс. Танцующие достигали стремительного темпа и очень часто девушка, не выдержав напряжения, падала без чувств. В таком состоянии она пребывала несколько часов, и болезнь покидала ее. В средние века в Европе и, в частности, в Италии и Германии, болезнь «святого Витта» лечили музыкой.

  • Одной из характерных примет нашего времени становится все возвращающийся интерес к фольклору, к музыке народной традиции, стремление не только зафиксировать, но и теоретически осмыслить роль и значение фольклора в культурном развитии народа.
    Шедевры музыкального гения народа, создаваемые на протяжении столетий, это такие же памятники мировой культуры, как и выдающиеся образцы зодчества и ваяния, литературного и живописного искусства, как бессмертные творения Микельанжело и Рафаэля, Пушкина, Данте и Шекспира. Они требуют тщательного изучения и бережного отношения с целью сохранения живой связи времен, духовной преемственности поколений.

    Примечательно, что свою первую и к великому сожалению последнюю монографию молодой и талантливый музыковед Инна Хашба, чья жизнь неожиданно оборвалась, посвятила исследованию абхазских народных музыкальных инструментов.
    На основе выявленного материала в результате многочисленных экспедиций по районам Абхазии Инна Хашба в монографии представила богатую разновидность музыкального инструментария абхазов.

    Учитывая происхождение, пути развития и совершенствования, их назначение и связь с жизнью Народа Инна Хашба не ограничивается описанием внешнего вида и формы инструмента или обмером отдельных его частей, она дает спектрический анализ извлекаемых на инструменте звуков, воссоздающий их первозданное звучание, что является огромным достижением исследователя.


    В исследовании большое место уделено сипе эмоционального воздействия музыкального инструмента и его роли в духовной жизни абхазского народа. Благодаря чему становится ясна история каждого из них, сфера их распространения, техника игры, репертуар характерный для каждого из них и занимаемое место в музыкальном быту абхазов.
    Это особенно относится к первой главе монографии, в которой представлены струнные инструменты, среди них выделяется абхазский народный струнно-смычковый инструмент апхь-арца, число разновидностей которого автором выявлено до тридцати.
    Тонкие наблюдения и знание этнографического материала помогли Инне Хашба выявить характерные черты инструмента, которому народ предписывал магическую силу, врачевательную функцию, способность вызвать дождь, вылавливать душу утопленника или упавшего со скалы или дерева.

    Особый интерес вызывает и показанное в монографии широкое применение апхьарцы в боевом обиходе. Как пишет И. Хашба: по единогласному утверждению старейших сказителей, апхьарца имела широкое применение в боевом обиходе и это вполне вероятно, т. к. военными инструментами того или иного народа являлись именно те, которые были общеупотребительны в народе. Более того, И. Хашба связывает происхождение апхьарцы с эпохой военной демократии, о чем свидетельствует этимология снова апхьарца, этимологизируемая автором как побуждающая идти вперед.
    Огромный интерес представляют и выводы И. Хашба, касающиеся происхождения арфовых н.э Кавказе. В отличие от утверждений В. Абаева и Б.Калоева о проникновении арфовых на Кавказ из Малой Азии в скифо-сарматскую эпоху, И. Хашба, ссылаясь на фольклорный археологический и музыковедческий материал, a также на высказывание Плутарха считает, что кавказские арфы по своему устройству более раннего типа, нежели арфы того народа, которые считают В, Абаев и Б. Калоева были распространителями этих инструментов на Кавказе.


    С таким же блеском и знанием предмета написаны и две следующие главы, в первой из которых представлены духовые инструменты - ачарпын, ашьамшьыг и абыкь, а во второй - ударные инструменты - аинькьага и адаул.
    Инна Хашба показала огромную любовь к родному народу и его искусству. Однако она национально не ограничена и не придерживается исключительной своей нации. И. Хашба с глубоким уважением относится к искусству других народов. Интересуясь вопросом взаимосвязи и взаимовлияний народных культур, рассматривала их в свете исторической закономерности И. Хашба обращается к национальным музыкальным инструментам черкесов, кабардинцев, адыгейцев, карачаевцев, грузин, осетин и других народов.


    В процессе сравнительного изучения абхазских народных музыкальных инструментов с подобными же инструментами адыгских племен пишет И. Хашба - наблюдается их сходство как внешнее, так и функциональное, подтверждающее генетическое родство этих народов. Такое сходство музыкального инструментария абхазов и адыгов дает основание полагать, что они или их прототипы возникли в очень давнее время, по крайней мере, еще до дифференциации абхазо-адыгских народов. Первоначальное же назначение, которое они пережиточно сохранили в памяти по сей день подтверждает эту мысль и это следует считать одним из значительных достижений труда Инны Хашба.
    Монография представляет огромный научный интерес, о чем свидетельствуют рецензии и высказывания выдающихся музыкантов с мировым именем А. Даниелу, Э. Эмсхаймер, К. Вертков.

    "Прошу принять благодарность за присылку ценной, полной знаний публикации Инны Хашба "Абхазские народные музыкальные инструменты". Как печально, что автор умерла столь молодой. Она работала хорошо и с научной точностью. Что она могла бы еще сделать, если бы ее не постигла преждевременная смерть", - писал директор музыкально-исторического Музея в Стокгольме, профессор Э, Эмсхаймер.

    "Дорогая Мери, пишет Заур Haлоев. Скорблю, что такая талантливая и удивительно красивая сестра Ваша так рано умерла. Утрата велика как для Вас, так и для всей Абхазии".

    Трогательные строки посвятил Инне Хашба народный поэт Абхазии Баграт Шинкуба:
    Угасшая до срока, акварахимдза,
    Тобою жизнь могла бы так гордиться!
    Но нет тебя. Лишь в книге твоей живо Все то во что ты жизнь вложила.

    На каменной плите Эвариста Галуа, отдавшего жизнь за Французскую Республику в возрасте 20 лет и в ночь накануне гибели написавшего несколько страниц алгебраических уравнений, сделавших его одним из величайших математиков все времен эпитафия: "Каждый человек приходит в этот мир с ниспосланной Всевышним определенной миссией, И когда он выполняет эту миссию, он уходит из жизни".

    Грустно, больно и обидно, что так коротка была жизнь Инны Хашба, но жизнь ее была, как и она сама, яркая и красивая!


    Мери ХАШБА,
    доктор исторических наук,
    ведущий учёный Абхазского Института
    Гуманитарных Исследований

     

     

  •  

  •  


    1. Многие лета
    2. (Слова и музыка народные. Солист: В. Чакмач-ипа) (Слова Г. Чачбы, музыка С. Чкотуа. Поет и солирует на апхярце С. Чкотуа) (Слова А. Квициниа, музыка Н. Бутба. Солист: В. Кокоскериа) (Слова Т. Чаниа, музыка К. Ченгелиа. Солист: А. Хагба) (Слова и музыка народные. Солист: А. Авидзба) (Слова и музыка народные. Солисты: В. Кокоскериа, В. Чакмач-ипа) (Слова и музыка народные, обработка А. Чичба. Солисты: А. Хагба, Р. Гумба) (Слова Т. Чаниа, музыка К. Ченгелиа. Солист: А. Хагба) (Слова и музыка народные. Солист: В. Кокоскериа) (Слова и музыка народные. Солист: Д. Царгуш)


    Походная (1.10)
    Слова и музыка народные
    Солисты А.Хагба, Гул.Гунба
    (0,719Mb)

    Кераз (3.25)
    Слова и музыка народные
    Солист А.Хагба
    (1,971Mb)
  • Сделать бесплатный сайт с uCoz